«Мастер детективного сюжета»

90 лет со дня рождения российского советского писателя, сценариста и драматурга Аркадия Александровича Вайнера

       13 января — день рождения известного писателя, сценариста и драматурга Аркадия Александровича Вайнера, одного из самых известных мастеров детективного жанра советской эпохи. Вместе с братом Георгием Александровичем Вайнером он написал множество детективных произведений, сюжеты которых зачастую были взяты из собственной криминалистической практики.

          Аркадий Александрович, закончив юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, работал следователем в милиции, затем – начальником следственного отдела Московского Уголовного Розыска. За отличную службу получил около 40 наград. В конце 1960-х гг. ушёл из милиции в звании капитана.

 

     Аркадий был главным в литературном тандеме, хотя братьев Вайнеров невозможно было представить пишущими по отдельности. Их первый совместный роман «Часы для мистера Келли» вышел в 1967 г. Что интересно, эту первую пробу пера братья отнесли сразу в два журнала: «Советская милиция и «Наш современник». К изумлению писателей-новичков, оба журнала приняли текст к публикации, сократив ее ровно вдвое. Удивительным было то, что сокращенное в одном журнале было опубликовано в другом и, соответственно, наоборот.

Книги братьев Вайнеров вышли в 40 странах общим тиражом около 300 млн. экземпляров. Наиболее известные произведения писателей — «Ощупью в полдень» (1968), «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» (1972), «Эра милосердия» (1976) и другие. Но знаменитыми они стали благодаря сериалу «Место встречи изменить нельзя», снятого по книге «Эра милосердия». Первоначально фильм планировалось назвать так же, как и книгу, но чиновникам кинематографии категорически не нравилось «несоветское» слово «милосердие», и название было изменено.

   По романам братьев Вайнеров снято множество фильмов. Среди них: «Визит к минотавру», «Лекарство против страха», «Я – следователь». Но самым любимым для многих поколений по-прежнему остается «Место встречи изменить нельзя».

Исполнитель главной роли Глеба Жеглова, поэт и актер Владимир Высоцкий, в свое время написал такое «посвящение» братьям:

Извини — я иду по Аркаде:

МУР и «зря ты душою кривишь» — 

Кончен ты! В этом месте, малыш, 

В сорок пятом работал Аркадий.

Не сочтите за лесть предложенье моё, 

Не сочтите его и капризом,

Что скупиться, ведь тут юбилей, ё-моё! — 

Всё, братьями моими содеянное 

Предлагаю назвать «вайнеризмом»!.

    Аркадий Вайнер писал театральные пьесы, сценарии для кино и телевидения. Он был лауреатом премий Союза писателей и МВД СССР. «За свою жизнь я контактировал с тысячами преступников и с полной ответственностью заявляю: счастливых людей среди них нет», — признавался в одном из интервью писатель.

Аркадий Вайнер не считал кого-либо из писателей своим учителем или кумиром. Единственное исключение он делал для Александра Сергеевича Пушкина, который, по его мнению, «вообще неземного происхождения». Среди писателей-детективщиков отмечал Акунина, Пронина, Корецкого. К современным детективным «женским» романам Вайнер, по его признанию, относился «довольно глухо».

 

 Писатель упоминал, что детективный жанр существует в литературе еще со времен Библии. «Уже там детективные сюжеты разворачиваются полным ходом. Когда Каин убил Авеля, Ева перехитрила Адама, и так далее. Потом на протяжении истории человечества к этой теме неоднократно возвращались. Тот же Эсхил обожал детективы, а потом Шекспир, Достоевский, Лев Николаевич Толстой тоже не брезговал».

     Аркадий Александрович умер 24 апреля 2005 года, похоронен в Москве.



Добавить комментарий


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.